Raziel Glozman (razielglo) wrote,
Raziel Glozman
razielglo

раса и расизм

Boris Lvin
Вы уж извините, но то, что она говорит - это просто бред. Раса - вполне очевидный и наблюдаемый биологический феномен, такой же, как популяция диких растений и животных, или порода, сорт, культивар одомашненных. Обсуждать, существуют ли расы или нет - это как обсуждать, существуют ли сенбернары и овчарки или нет. Реальная проблема лежит совершенно в другой плоскости, о которой я написал в комменте к вашей соседней записи. А именно - в вопросе о том, как объяснить так же всем известный и наблюдаемый факт корреляции тех или иных социальных параметров с параметрами расовыми, популяционными, биологическими. И вместо того, чтобы искать объяснение этого факта или просто признать, что найти это объяснение не представляется возможным - они идут по пути отрицания реальности. В итоге же очень быстро сами скатываются в самый примитивный расизм.

Boris Lvin
Или, к примеру, если журналист напишет, что недавние сирийские беженцы склонны к насилию по отношению к женщинам - его сожрут с потрохами за преступный расизм. А если он напишет, что недавние сирийские беженцы отличаются особенно высокой деликатностью и предупредительностью по отношению к женщинам и девушкам - все будут его цитировать и ссылаться на него. Хотя оба высказывания полностью идентичны по "модулю расизма" и отличаются только знаком.

полностью здесь - https://www.facebook.com/sergey.abashin/posts/762024667261508

Boris Lvin
Вы уж извините, но то, что она говорит - это просто бред. Раса - вполне очевидный и наблюдаемый биологический феномен, такой же, как популяция диких растений и животных, или порода, сорт, культивар одомашненных. Обсуждать, существуют ли расы или нет - это как обсуждать, существуют ли сенбернары и овчарки или нет. Реальная проблема лежит совершенно в другой плоскости, о которой я написал в комменте к вашей соседней записи. А именно - в вопросе о том, как объяснить так же всем известный и наблюдаемый факт корреляции тех или иных социальных параметров с параметрами расовыми, популяционными, биологическими. И вместо того, чтобы искать объяснение этого факта или просто признать, что найти это объяснение не представляется возможным - они идут по пути отрицания реальности. В итоге же очень быстро сами скатываются в самый примитивный расизм.

Boris Lvin
Собственно, видно, что предметом ее интереса является не то, что происходит с реальными людьми в реальной жизни, а то, какие слова используются ее коллегами для разговоров о реальной жизни реальных людей. Это не социология общества людей, а социология сообщества социологов, причем сильно скособоченная заранее заданной и декларированной необъективностью автора. Ну вы подумайте - как может нормальный исследователь всерьез изрекать фразы типа "В 1950 году ЮНЕСКО публично объявило, что понятие расы больше не может использоваться в социальных науках"? Это же просто стыдно - признавать, что какие-то второстепенные чиновники имеют право решать за исследователя, какие понятия он может использовать, а какие нет.

Сергей Абашин
Хм, я не вижу в интервью отрицания существования некоторых биологических различий между людьми, это действительно реальность. Но вот попытки описать эти различия это уже конструкции, создаваемые человеком. В этом смысле "раса" это всего лишь конструкция ума. А если еще в эту конструкцию начинают подстраиваться культурные и социальные признаки, а это бывает часто, то это уже расизм. Все достаточно очевидно

Chinara Harjehusen
В этом дискурсе важно помнить о разнице, существующей между техническим термином "раса", который на Западе после Второй мировой войны политкорректно принято применять в отношении только животного мира, и социологическим термином "расизм", инструментализация которого привела к осознанному геноциду тех же евреев, славян и др. "Неполноценных" с точки зрения нацистских "расологов" и расовой теории в середине 20 века.
И кажется, как говорили римляне "история ни чему не учит", и дискурс снова становится востребованным для кого-то и снгодня.

Boris Lvin
А что НЕ конструкция ума? Все, что мы видим в реальности, мы описываем "конструкциями, создаваемыми человеком". В этом смысле раса ничем не отличается от языка, от хромоты, от холодильника у вас на кухне и утюга у вас на столе.

Сергей Абашин
Проблема с этой конструкцией ума, во-первых, в том, что она путанная. вот вы говорите, что расы это реальность, а расоведы при этом не могут между собой договориться, сколько рас существует и какие у них признаки, плюс чуть ли не большую часть людей записывают не в расы. а в смешанное население. Т.е как аналитический способ классификации это неудобный термин. Во-вторых, у термина есть своя негативная история: масса расистских экстремистских движений, апартеид, нацизм, рабство и пр., которые не просто приписывали этому термину то, что совсем не является доказанным фактом (некую зависимость социальной и культурной жизни от принадлежности к расе), но ещё и использовали эти конструкции ума для явной дискриминационной политики. По совокупности это и сделало в современной науке термин "раса" маргинальным, учёные просто отказываются от него, считая устаревшим и политически нагруженным, т.е. мешающим вести научную работу.

Boris Lvin
Ну так и биологи постоянно спорят о границах популяций и подвидов. Это совершенно естественно и прямо неизбежно при обсуждении практически любых кластеров с размытыми границами. Точно так же и лингвисты постоянно спорят о том, считать ли говорящих в данной деревне носителями диалекта или самостоятельного языка. Или, к примеру, в среде ваших коллег считается вполне достойным изучать, допустим, этнографию горцев, или горожан, или сибиряков, или рыбаков - при том, что все эти категории точно так же размыты и никто не может со стопроцентной точностью указать, что вот здесь еще живут жители гор, а вот тут - жители равнины, или что вот за тем колодцем кончается Сибирь и начинается Урал с совершенно другой этнографией. Собственно, вы сами об этом писали в контексте обсуждения терминов "сарт", "узбек", "уйгур" и т.д. При изучении кластеров как раз очень много внимания и уделяется обсужеднию этих пограничных размытых ситуаций. Но это же не означает, что кластеров нет.

Boris Lvin
А с термином - получается, что исследователи сами себя загнали в тупик. Сперва они демонизировали слово, описывающее некое явление, потому что это слово использовалось плохими людьми, а потом заявили о недопустимости изучения этого явления, потому что для его описания используется нехорошее слово. Воля ваша, но ведь это выглядит как научный инфантилизм, выставляющий на посмешище целую научную дисциплину.

Сергей Абашин
демонизировали слово не исследователи, а политики, которые использовали его в своей политике. слово и явление это разные вещи, биологическое (фенотипическое, генетическое) разнообразие можно изучать и без слова "расы", которое только создаёт помехи. Кто мешает говорить о тех же "кластерах", тем более, что наверняка ареалы разных фенотипических и генетических признаков сильно расходятся, т.е. это будет множество частично накладывающихся друг на друга кластеров, а жёсткая структура "рас".

Сергей Абашин
инфантилизм это держаться за устаревшие и плохо работающие концепты и ничего не менять, потому что "мы против политкорректности"

Boris Lvin
Отлично - и где же эти исследования популяционных (генетических, биологических, наследуемых) аспектов социального поведения? Где эти разговоры о популяционных кластерах в социологии? Я готов поставить тысячу против одного, что любая самая робкая попытка даже не начать такие исследования, а просто шепотом намекнуть на их возможность - сразу будет встречена шквалом обвинений в расизме, в контрабанде расизма и т.д.

Сергей Абашин
я вот смотрю англоязычную викпедию и вижу даже по ней, что способов изучения биологического разнообразия без отсылок к "расе" уже достаточно много https://en.wikipedia.org/.../Race_%28human_categorization%29

Race (human categorization) - Wikipedia, the free encyclopedia
EN.WIKIPEDIA.ORG

Boris Lvin
Проблема же в том, что эти "концепты" - они не внешние, не привнесены со стороны, они имманентны мышлению современного человека. Это очень легко проверить на простейшем эксперименте. Задайте вопрос любому "борцу с расизмом", любому "противнику устарелого концепта" и т.д. - считает ли он серьезной исследовательской и политической проблемой то, что почти половину заключенных в американских тюрьмах составляют афро-американцы. Нет ни малейших сомнений - спрошенный ответит "да". То есть заданынй вопрос для него не абсурден по самой формулировке, не лишен смысла. Тем самым он подтвердит, что в своей голове, в своем собственном дискурсе как раз и оперирует тем самым "концептом".

Сергей Абашин
что касается темы социального поведения и его детерминированности биологическими особенностями, то в принципе и этого много. Но в этом вопросе как раз слово "раса" с его прежними трактовками такой детерминации уж точно будет только мешать. И да, социальные учёные будут всегда сверх осторожны в таких вещах, потому что они изучают социальные, экономические и политические условия и факторы, знают, какие они разнообразные и сложные, и хорошо видят, как биологи их упрощают и игнорируют

Boris Lvin
Насчет же "изучения биологического разнообразия" - дело совершенно не в нем. Не в изучении биологического разнообразия как такового, с физиологической или медицинской точки зрения, не в плане какой-нибудь краниологии, а в изучении связи этого разнообразия с социальными параметрами поведения.
Нравится · Ответить · 1 ч

Сергей Абашин Boris Lvin да учёные как раз и изучают бытовые стереотипы

Boris Lvin
"что касается темы социального поведения и его детерминированности биологическими особенностями, то в принципе и этого много" - и где?
Нравится · Ответить · 1 ч

Сергей Абашин ну вот например в российской науке http://archive.is/MSNn1

Бутовская Марина Львовна. Институт этнологии и…
ARCHIVE.IS

Boris Lvin
Просмотрев список работ, не увидел ничего по обсуждаемому вопросу. Вот, скажем, Gender and age differences in aggression - это есть, да. Хотя "возраст" - такой же кластерный параметр, как и многие другие, да и пол все больше начинает восприниматься таковым.

Сергей Абашин
на Вас не угодишь smile emoticon Я-то лично считаю, много лет изучая свои темы, что сведение социального и культурного поведения к биологии - это неинтерсное и беспереспективное направление для понимания истории и общественных процессов, которое да несёт большие риски биологического редукционизма и затем политического расизма.

Boris Lvin
А уж страх перед словами - это последнее, что подобает исследователю. Слово "расизм" превратилось в какую-то анекдотическую пужалку. Вместо того, чтобы обсуждать конкретные расистские действия конкретных людей, учреждений и государств - обсуждаются и осуждаются слова, мнения, мысли. Этакая само-полиция мысли. При этом все это крайне смешно, если отвлечься от самообмана политкорректности. Скажем, считается, что сказать "руританцы ленивые" - это расизм. Но никто не задумывается над тем, что высказывание "руританцы трудолюбивые" - это абсолютно точно такой же расизм.

Boris Lvin
Или, к примеру, если журналист напишет, что недавние сирийские беженцы склонны к насилию по отношению к женщинам - его сожрут с потрохами за преступный расизм. А если он напишет, что недавние сирийские беженцы отличаются особенно высокой деликатностью и предупредительностью по отношению к женщинам и девушкам - все будут его цитировать и ссылаться на него. Хотя оба высказывания полностью идентичны по "модулю расизма" и отличаются только знаком.

Сергей Абашин
в потоке высказывания, что сирийские беженцы склонны насилия, я как-то пропустил высказывания, что они отличаются высокой деликатностью к женщинам. У Вас есть примеры?

Boris Lvin
Я же сказал - "ЕСЛИ он напишет". При этом я уверен, что и в левой, и в мейнстримной европейской прессе, не говоря уже в публикациях активистов, можно найти рассуждения о том, что выходцы из Ближнего Востока отличаются от нас, европейцев, душевностью, гостеприимством, открытостью, весельем и т.д. Что, собственно, вполне может соответствовать действительности.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments